
29.05.2017
Указ Президента Республики Узбекистан
Одними из важнейших условий эффективной реализации проводимых в стране масштабных реформ, направленных, прежде всего, на ускоренное развитие всех отраслей экономики, повышение инвестиционной привлекательности и деловой активности, расширение производства и сферы услуг являются модернизация и технологическое переоснащение топливно-энергетического комплекса, создание действенных механизмов безусловного соблюдения договорных обязательств в сфере поставки и потребления электрической энергии и природного газа (далее – энергоресурсы), а также исполнения судебных актов и актов иных органов.
Вместе с тем накопившиеся в данных сферах существенные недостатки и проблемы не способствуют кардинальному сокращению дебиторской задолженности за энергоресурсы и, как следствие, дальнейшему развитию электроэнергетической и газовой отраслей, повышению эффективности исполнительного производства. В их числе:
первое, в результате не принятия достаточных мер поставщиками не обеспечивается должный уровень соблюдения договорных обязательств потребителями, большинство из которых систематически не осуществляет расчет за потребленные энергоресурсы;
второе, затягивание сроков внедрения автоматизированных систем контроля и учета потребления энергоресурсов крайне негативно влияет на обеспечение достоверного учета объемов поставки, потребления и осуществления своевременных взаиморасчетов;
третье, медленные темпы обновления изношенных линий электропередач, трансформаторных подстанций и пунктов, газопроводов и соответствующей инфраструктуры приводят к увеличению технологических потерь и систематическим перебоям с поставкой энергоресурсов, особенно на местах;
четвертое, остается на низком уровне развитие современных систем электронных платежей, позволяющих в режиме онлайн отслеживать состояние задолженности за энергоресурсы;
пятое, отсутствие должного ведомственного контроля со стороны АО «Узбекэнерго» и АК «Узтрансгаз» за организацией работы контролеров приводит к чрезмерному росту дебиторской задолженности;
шестое, подача в суды зачастую «шаблонных» заявлений о взыскании несуществующей задолженности без принятия практических мер по отключению должников от электрических и газовых сетей свидетельствует о формальном подходе поставщиков к организации работы по взысканию платежей за энергоресурсы;
седьмое, имеющиеся серьезные упущения в организации деятельности Судебного департамента при Министерстве юстиции Республики Узбекистан (далее – Судебный департамент) отрицательно сказываются на эффективности исполнительного производства, о чем также свидетельствуют показатели фактического взыскания, которые в 2016 году составили лишь 45 процентов;
восьмое, низкий уровень межведомственного взаимодействия и внедрения в деятельность Судебного департамента современных информационно-коммуникационных технологий негативно отражается на обеспечении достоверности учета исполнительных документов, безусловного исполнения судебных актов и актов иных органов;
девятое, в результате недостатков в работе по укреплению законности и исполнительской дисциплины в период 2016 года и I квартала 2017 года за совершенные правонарушения привлечены к уголовной ответственности 665 сотрудников АО «Узбекэнерго» и АК «Узтрансгаз», 36 сотрудников Судебного департамента.
Непринятие действенных мер по решению назревших проблем в сфере электро- и газоснабжения является сдерживающим фактором ускоренного развития всех отраслей экономики, модернизации и технологического переоснащения топливно-энергетического комплекса, повышения инвестиционной привлекательности и деловой активности, расширения производства и сферы услуг, создания новых рабочих мест, обеспечения энергетической безопасности страны.
В соответствии с задачами Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, а также в целях дальнейшего совершенствования системы управления, механизмов контроля и учета, укрепления платежной дисциплины, усиления ответственности в сфере электро- и газоснабжения, коренного повышения эффективности исполнительного производства:
1. Создать Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан (далее – Бюро).
2. Основными задачами Бюро определить:
обеспечение безусловного исполнения судебных актов и актов иных органов, ведение достоверного учета исполнительных документов, взысканных средств, предупреждение фактов волокиты и злоупотреблений в исполнительном производстве;
выявление, пресечение и предупреждение фактов хищений, незаконных подключений к электрическим, газотранспортным и газораспределительным сетям;
обеспечение полноты и своевременности платежей за энергоресурсы, сокращения задолженности потребителей;
проведение мониторинга за процессами внедрения современных автоматизированных систем контроля и учета потребления энергоресурсов, а также альтернативных источников энергии;
участие в осуществлении учета сбыта и потребления энергоресурсов;
принятие мер по повышению ответственности и правовой культуры потребителей энергоресурсов;
проведение комплексного анализа, выявление системных проблем, выработку предложений по совершенствованию системы принудительного исполнения, обеспечения расчетов за энергоресурсы;
ведение производства по делам об административных правонарушениях, осуществление дознания и оперативно-розыскной деятельности в порядке, установленном законодательством.
3. Установить, что:
задачи, функции и полномочия упраздняемого Судебного департамента, предусмотренные Законом Республики Узбекистан «Об исполнении судебных актов и актов иных органов» и другими актами законодательства, передаются Бюро;
принудительное исполнение судебных актов и актов иных органов осуществляется государственными исполнителями Бюро;
на должности государственных исполнителей Бюро назначаются лица, имеющие высшее или среднее специальное юридическое образование, в отдельных случаях – лица, имеющие высшее образование иной специальности, на другие должности Бюро – также лица, имеющие высшее или среднее специальное образование иной специальности (экономисты, финансисты, инженеры и другие);
государственные органы, в том числе правоохранительные и контролирующие структуры, обязаны оказывать всестороннее содействие Бюро в выполнении возложенных на него задач и функций в соответствии с настоящим Указом.
4. Предоставить Бюро и его территориальным подразделениям право при осуществлении задач в сфере поставки и потребления энергоресурсов:
осуществлять проверки полноты и достоверности учета поставки, потребления и своевременности осуществления расчетов за энергоресурсы, в том числе хозяйствующими субъектами, без согласования с Республиканским советом по координации деятельности контролирующих органов;
выставлять обязательные для исполнения инкассовые поручения о бесспорном взыскании задолженности за поставленные энергоресурсы с банковских счетов потребителей – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – потребители – юридические лица);
направлять работодателям обязательные для исполнения требования об удержании с заработной платы работников – потребителей задолженности за поставленные энергоресурсы в сумме, не превышающей двух минимальных размеров заработной платы;
истребовать от министерств, ведомств, других организаций и граждан сведения, необходимые для осуществления контроля и мониторинга потребления, полноты и своевременности оплаты за энергоресурсы;
направлять физическим и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о погашении задолженности за энергоресурсы;
применять в установленном порядке к юридическим лицам финансовые санкции за нарушения в сфере поставки и потребления энергоресурсов;
вносить в министерства, ведомства, другие организации, в том числе в органы самоуправления граждан, представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений в сфере поставки и потребления энергоресурсов, а также о принятии мер общественного воздействия в отношении потребителей, систематически не осуществляющих расчеты за энергоресурсы;
отключать потребителей от электрических и газовых сетей в случаях несвоевременного осуществления расчетов за энергоресурсы, неисполнения предписаний Бюро, а также при выявлении фактов хищений, незаконных подключений к электрическим, газотранспортным и газораспределительным сетям;
подключать потребителей, ранее отключенных от электрических и газовых сетей, при осуществлении полного расчета и устранении нарушений правил пользования энергоресурсами;
принимать в установленном законодательством порядке меры по привлечению виновных лиц к ответственности за правонарушения в сфере пользования энергоресурсами;
проводить мониторинг состояния исправности приборов, системы контроля и учета потребления энергоресурсов.
Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан принять комплекс мер по повышению эффективности надзора над безусловным соблюдением принципа неотвратимости ответственности за правонарушения в сфере поставки, потребления и осуществления взаиморасчетов за энергоресурсы, а также ответственности и правовой культуры потребителей энергоресурсов.
5. Упразднить Судебный департамент с передачей в Бюро высвобождаемой 1 301 штатной единицы, финансируемой за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан.
Министерству юстиции Республики Узбекистан в месячный срок обеспечить передачу на баланс Бюро зданий, средств и других материально-технических ценностей, находящихся на балансе и используемых Судебным департаментом.
Установить, что Бюро является правопреемником упраздняемого Судебного департамента по его правам, обязательствам и договорам.
6. Одобрить предложения Генеральной прокуратуры, Министерства юстиции, Министерства экономики, Министерства финансов Республики Узбекистан, АО «Узбекэнерго» и АК «Узтрансгаз»:
о сокращении 6 562 штатных единиц электромонтеров по работе с потребителями АО «Узбекэнерго» и 4 255 штатных единиц контролеров по учету и реализации природного газа АК «Узтрансгаз»;
об образовании Фонда развития Бюро принудительного исполнения (далее – Фонд).
Определить источниками формирования Фонда:
10 процентов средств, поступающих от реализации энергоресурсов потребителям республики;
8 процентов средств, поступающих от реализации имущества, изъятого уполномоченными органами и обращенного в доход государства, а также от взыскания налоговой задолженности (за исключением государственной пошлины) за счет реализации имущества должника;
80 процентов средств исполнительского сбора, взыскиваемого государственными исполнителями;
80 процентов сумм штрафов, налагаемых и взыскиваемых работниками Бюро;
другие доходы, не запрещенные законодательством.
Установить, что:
содержание Бюро осуществляется за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан и Фонда;
порядок расчета средств, предусмотренных в абзаце пятом настоящего пункта, определяется Министерством финансов, Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан, АО «Узбекэнерго» и АК «Узтрансгаз»;
эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт оборудования, линий электропередач, газовых сетей, приборов учета энергоресурсов, а также устранение неисправностей на соответствующей территории осуществляются непосредственно АО «Узбекэнерго» и АК «Узтрансгаз».
7. Определить, что в сфере поставки и потребления энергоресурсов:
а) Бюро несет ответственность за:
обеспечение полноты и своевременности поступления платежей за энергоресурсы, сокращение задолженности потребителей;
выявление, пресечение и предупреждение фактов незаконного потребления энергоресурсов, а также расхождений между объемами потребления энергоресурсов непосредственно потребителями и объемами, поставленными в сети на границах соответствующих участков;
внесение предложений по механизму устранения выявленных расхождений и принятие мер по привлечению к ответственности виновных лиц;
б) АО «Узбекэнерго» и АК «Узтрансгаз» несут ответственность за:
обеспечение потребителей энергоресурсами в соответствии с заключенными договорами;
достоверность отчетов и информации об объемах реализованных энергоресурсов, сведений о дебиторской и кредиторской задолженностях;
осуществление эксплуатации и ремонтного обслуживания электро- и газораспределительных сетей и другой сопутствующей инфраструктуры, связанной с поставкой энергоресурсов непосредственно до границ раздела с потребителями;
замену, установку и эксплуатационное обслуживание приборов учета потребления энергоресурсов, установленных потребителям, а также совместно с Бюро их опломбировку;
выдачу технических условий, производство подключения новых потребителей к электрическим и газовым сетям в установленном порядке;
отключение отдельных потребителей электрической энергии от сетей напряжением 6-10 кВ и выше по обязательному предписанию
Бюро в установленном порядке.
Установить, что АО «Узбекэнерго» и АК «Узтрансгаз» ежемесячно предоставляют в Бюро сведения о наличии расхождений между объемами потребления энергоресурсов непосредственно потребителями и объемами, поставленными в сети на границах соответствующих участков, на основе которых Бюро совместно с предприятиями электро- и газоснабжения в установленном порядке принимаются меры по выявлению причин образования расхождений.
8. Ввести с 1 июля 2017 года порядок, в соответствии с которым:
потребители – физические лица обязаны до 10 числа каждого месяца осуществлять полный расчет за энергоресурсы, потребленные в предыдущем месяце;
при наличии задолженности по истечении срока, указанного в абзаце втором настоящего пункта, потребители – физические лица подлежат обязательному отключению от электрических и газораспределительных сетей в установленном порядке;
поставка энергоресурсов потребителям, за исключением указанных в абзаце втором настоящего пункта, осуществляется на основе 100-процентной предоплаты. В случае неосуществления предоплаты, к данным потребителям применяются меры, вплоть до полного отключения от электрических и газораспределительных сетей;
при повторном подключении ранее отключенных от электрических и газовых сетей потребителей - физических лиц взимается плата в размере 2 минимальных размеров заработной платы, потребителей – юридических лиц – 10 минимальных размеров заработной платы с зачислением средств на счета организации, осуществившей повторное подключение;
потребитель несет ответственность за надлежащую эксплуатацию и исправность приборов учета потребления энергоресурсов;
реализация энергоресурсов отдельным категориям потребителей, производящих высоколиквидную и (или) экспортоориентированную продукцию, осуществляется по рыночным ценам, но не ниже экспортных, перечень которых ежегодно утверждается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
9. Кабинету Министров Республики Узбекистан:
в двухмесячный срок по результатам критического изучения принять комплекс мер по совершенствованию порядка учета и контроля поставки и потребления тепловой энергии, вырабатываемой предприятиями АО «Узбекэнерго»;
в срок до 1 августа 2017 года обеспечить урегулирование задолженностей за энергоресурсы, в том числе между предприятиями стратегических отраслей экономики, образовавшейся до 1 июля 2017 года;
в трехмесячный срок внести предложения по реорганизации деятельности ГИ «Узгосэнергонадзор» и ГИ «Узгоснефтегазинспекция», в том числе с учетом положений настоящего Указа.
10. Определить, что действующие работники Судебного департамента, а также электромонтеры по работе с потребителями АО «Узбекэнерго», контролеры по учету и реализации природного газа АК «Узтрансгаз», штатные единицы которых сокращаются в соответствии с настоящим Указом, осуществляют в период организации Бюро выполнение функциональных обязанностей с учетом сохранения за ними условий оплаты труда за счет средств вышеуказанных организаций до прекращения трудовых договоров в установленном порядке.
11. Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан в месячный срок разработать и внести:
проект постановления Президента Республики Узбекистан «Об организации деятельности Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан»;
проект постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об утверждении Положения о Фонде развития Бюро принудительного исполнения».
12. АО «Узбекэнерго» и АК «Узтрансгаз»:
с 1 июня 2017 года совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан обеспечить постоянный доступ Бюро к действующим программным продуктам по учету реализации энергоресурсов;
в срок до 1 июля 2017 года предоставить в Бюро персональный список всех потребителей, имеющих задолженность за энергоресурсы, в разрезе районов (городов), в том числе акты сверки задолженности с потребителями – юридическими лицами, по состоянию на 1 июня 2017 года;
в срок до 1 июля 2017 года совместно с Центральным банком Республики Узбекистан внедрить систему аккумулирования средств, поступающих от реализации энергоресурсов, на единых банковских расчетных счетах, обеспечивающих ведение достоверного учета поступлений и осуществление Бюро мониторинга за движением денежных средств;
в срок до 1 августа 2017 года обеспечить оснащение помещений, в которых установлены приборы учета производства, транспортировки и распределения энергоресурсов, камерами видеонаблюдения, позволяющими Бюро осуществлять дистанционный контроль за несанкционированным вмешательством;
в срок до 1 октября 2017 года внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по совершенствованию системы контроля и учета поставки и потребления энергоресурсов в местах их непосредственного распределения;
в срок до 1 января 2018 года установить на точках учета производства, транспортировки и распределения энергоресурсов автоматизированную систему фиксации показаний приборов учета и их состояния с передачей данных в Бюро для осуществления мониторинга за объемами производства, транспортировки и распределения энергоресурсов, а также обеспечить их стабильную работу.
13. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента, Министерству жилищно-коммунального обслуживания, Государственному комитету Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру, Государственному налоговому комитету, АО «Узбекэнерго», АК «Узтрансгаз», ГИ «Узгосэнергонадзор», ГИ «Узгоснефтегазинспекция», ГИ «Саноатгеоконтехназорат», Бюро совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами в срок до 1 января 2019 года произвести полную инвентаризацию жилого и нежилого фонда, предусматривающую:
установление наличия кадастровых документов, проектной документации, договоров, схем подключения и иных необходимых документов, приборов учета, их исправности и соответствия нормативно-техническим требованиям, регистрации потребителя в биллинговой системе;
выявление реального объема потребления энергоресурсов и его соответствия объемам, предусмотренным в договорах, а также произведенным платежам;
подготовку единых электронных паспортов объектов жилого и нежилого фонда, содержащих сведения о владельцах, кадастровых данных, коммуникациях и строениях;
внесение по итогам инвентаризации необходимых уточнений в соответствующие базы данных министерств и ведомств.
Установить, что в ходе проведения инвентаризации министерства и ведомства, указанные в абзаце первом настоящего пункта, обеспечивают принятие необходимых мер и оказывают всестороннее содействие в устранении выявленных недостатков.
14. Установить порядок, в соответствии с которым Государственный комитет Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру и его территориальные подразделения в трехдневный срок после государственной регистрации прав на недвижимость направляют в предприятия электро-, газо-, водо- и теплоснабжения, автоматизированные телефонные станции информацию о собственнике недвижимого имущества.
Государственному комитету по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру, Министерству жилищно-коммунального обслуживания, Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан, АО «Узбекэнерго», АК «Узтрансгаз» в трехмесячный срок унифицировать ведомственные базы данных собственников недвижимого имущества.
Министерству жилищно-коммунального обслуживания, Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан, АО «Узбекэнерго» и АК «Узтрансгаз» в двухмесячный срок после унификации ведомственных баз данных обеспечить переоформление договоров с потребителями.
15. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций совместно с Министерством жилищно-коммунального обслуживания Республики Узбекистан, АО «Узбекэнерго», АК «Узтрансгаз», другими заинтересованными министерствами и ведомствами внести в Кабинет Министров:
в двухмесячный срок проект постановления Кабинета Министров, предусматривающий создание Единой биллинговой системы жилищно-коммунального обслуживания, услуг электро- и газоснабжения, предоставляющей достоверную информацию о состоянии взаиморасчетов с потребителями и интегрированной с электронными платежными системами, а также внедрение единого индивидуального номера абонента;
в срок до 1 октября 2017 года предложения по созданию Единой системы межведомственного электронного взаимодействия по вопросам взыскания задолженностей, ее поэтапной интеграции с базами данных соответствующих ведомств о задолженности физических, юридических лиц и их имущественном положении.
16. Министерству экономики, Министерству финансов Республики Узбекистан, ГИ «Узгосэнергонадзор» и ГИ «Узгоснефтегазинспекция» совместно с Бюро с учетом изучения передового зарубежного опыта в двухмесячный срок утвердить порядок определения потерь при поставке, транспортировке, распределении и сбыте энергоресурсов.
17. Республиканской комиссии по вопросам энергоэффективности и развития возобновляемых источников энергии (А.Н.Арипов) совместно со Счетной палатой Республики Узбекистан в двухмесячный срок обеспечить:
критическое изучение реализации Программы мер по сокращению энергоемкости, внедрению энергосберегающих технологий в отраслях экономики и социальной сфере на 2015–2019 годы, утвержденной постановлением Президента Республики Узбекистан от 5 мая 2015 года № ПП-2343;
внесение предложений об ответственности должностных лиц, виновных в непринятии мер по обеспечению своевременного и качественного исполнения предусмотренных в данной программе мероприятий;
подготовку обновленной программы по внедрению энергосберегающих технологий в отраслях экономики и социальной сфере, обратив особое внимание на:
широкое внедрение энергосберегающих технологий и альтернативных источников энергии, в том числе обязательное включение их в проекты жилищного строительства в городах и сельской местности;
меры материального стимулирования физических и юридических лиц, использующих альтернативные источники энергии;
повышение эффективности деятельности Международного института солнечной энергии;
разработку комплексных мер по пропаганде среди населения бережного отношения к энергоресурсам, использования энергосберегающих технологий и альтернативных источников энергии.
Кабинету Министров в месячный срок внести в установленном порядке в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан проекты законов «Об альтернативных источниках энергии», «О газоснабжении» с учетом положений настоящего Указа.
18. АО «Узбекэнерго», Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерству экономики, Министерству финансов, Агентству «Узстандарт», Счетной палате, Генеральной прокуратуре совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по инвестициям, АК «Узэлтехсаноат», другими заинтересованными министерствами и ведомствами:
в месячный срок провести всестороннюю экспертизу реализуемых проектов по внедрению автоматизированных систем контроля и учета электрической энергии с учетом унификации их технических характеристик для интеграции в единую автоматизированную систему контроля и учета электрической энергии;
согласовать с международными финансовыми институтами-донорами вопросы внесения изменений в технические характеристики реализуемых с их участием проектов по внедрению автоматизированных систем контроля и учета электрической энергии, а также возможности локализации производства единых по техническим параметрам современных электронных приборов учета потребления электрической энергии;
по результатам согласования в двухнедельный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан план-график, предусматривающий полное внедрение автоматизированной системы контроля и учета электрической энергии до 1 января 2019 года.
19. НХК «Узбекнефтегаз», ГИ «Саноатгеоконтехназорат», Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерству экономики, Министерству финансов, Агентству «Узстандарт», Счетной палате, Генеральной прокуратуре совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по инвестициям, АК «Узэлтехсаноат», другими заинтересованными министерствам и ведомствами:
в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект Концепции внедрения современных энергоэффективных газоиспользующих приборов и оборудования, автоматизированной системы контроля и учета природного газа, предусматривающей конкретные источники финансирования, сроки, графики реализации проектов, а также локализацию производства единых по техническим параметрам современных электронных приборов учета потребления природного газа;
в срок до 1 сентября 2017 года на основе разработанной Концепции внести проект решения Президента Республики Узбекистан об утверждении технического задания и предварительного технико-экономического расчета проекта по внедрению современных энергоэффективных газоиспользующих приборов и оборудования, автоматизированной системы контроля и учета природного газа, а также плана-графика, предусматривающего полное внедрение данной системы.
20. Установить, что техническое задание на разработку проектов по внедрению автоматизированных систем контроля и учета энергоресурсов подлежит согласованию в Министерстве по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан и Агентстве «Узстандарт» на предмет совместимости и интеграции в единые автоматизированные системы контроля и учета электрической энергии и природного газа.
21. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций, АО «Узбекэнерго» и АК «Узтрансгаз» в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по созданию системы передачи данных для функционирования автоматизированных систем контроля и учета энергоресурсов на базе единого центра обработки данных.
22. АО «Узбекэнерго» и АК «Узтрансгаз» совместно со Счетной палатой, Министерством финансов, Министерством экономики, Государственным комитетом по инвестициям, ГИ «Узгосэнергонадзор», ГИ «Саноатгеоконтехназорат», ГИ «Узгоснефтегазинспекция», Бюро, другими заинтересованными министерствами и ведомствами с привлечением иностранного подрядчика, имеющего международный опыт осуществления подобных работ, обеспечить проведение инвентаризации объектов электро- и газоснабжения на предмет определения их технического состояния и в срок до 1 марта 2018 года внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект Государственной программы их модернизации.
23. Генеральной прокуратуре совместно с Верховным судом и Министерством юстиции в срок до 1 октября 2017 года критически пересмотреть с учетом положений настоящего Указа и внести в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан проект обновленной редакции Закона Республики Узбекистан «Об исполнении судебных актов и актов иных органов».
24. Министерству высшего и среднего специального образования, Министерству экономики совместно с Генеральной прокуратурой, АО «Узбекэнерго», АК «Узтрансгаз», другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения о подготовке кадров высшего и среднего специального, профессионального образования в области электроэнергетики и газоснабжения с учетом задач, определенных настоящим Указом, предусмотрев, при необходимости, увеличение квоты приема и введение новых направлений образования и специальностей с 2018/2019 учебного года.
25. Министерству народного образования, Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан принять комплекс мер, направленных на формирование у подрастающего поколения культуры бережного отношения и рационального использования энергоресурсов.
26. Национальной телерадиокомпании Узбекистана, Узбекскому агентству по печати и информации, Генеральной прокуратуре, Министерству финансов, Министерству экономики, АО «Узбекэнерго», АК «Узтрансгаз» совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами организовать широкое освещение в средствах массовой информации сути и значения настоящего Указа, в том числе значимости осуществления своевременной оплаты, принимаемых мер ответственности за правонарушения в сфере потребления энергоресурсов, преимуществ использования энергосберегающих технологий и альтернативных источников энергии.
27. Министерству юстиции совместно с Генеральной прокуратурой, другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок разработать и внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан:
проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Республики Узбекистан и Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности», предусматривающий повышение ответственности за нарушение правил пользования энергоресурсами;
предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.
28. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., Государственного советника Президента Республики Узбекистан Муродова О.Б. и Генерального прокурора Республики Узбекистан Абдуллаева И.Б.
Президент Республики Узбекистан Ш.МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент, 29 мая 2017 года.
Модернизация и технологическое переоснащение топливно-энергетического комплекса страны, создание действенных механизмов безусловного соблюдения договорных обязательств в сфере поставки и потребления электрической энергии и природного газа являются одними из важнейших условий эффективной реализации проводимых в стране масштабных реформ, направленных, прежде всего, на ускоренное развитие всех отраслей экономики, в том числе предпринимательства, улучшение инвестиционного климата, расширение производства и сферы услуг.
В последние годы особое внимание уделяется реализации практических мер по увеличению объемов производства электрической энергии и природного газа, полному и бесперебойному обеспечению потребностей населения и отраслей экономики в энергоресурсах, модернизации технологически и морально устаревшей инфраструктуры.
В частности, в рамках Программы по дальнейшей модернизации и обновлению низковольтных электрических сетей на период 2017-2021 годы, утвержденной постановлением Президента Республики Узбекистан от 23 ноября 2016 года, в целях улучшения энергоснабжения более 2,5 миллиона потребителей осуществляется работа по модернизации и обновлению 34 тысяч километров электросетей и 6,9 тысячи трансформаторов на общую сумму 835,9 миллиона долларов США.
Вместе с тем анализ сложившегося в отрасли положения дел и состояния законности свидетельствует о том, что несмотря на наличие существенных проблем и недостатков, требующих своего разрешения, ответственными ведомствами не принимаются конкретные меры по их устранению.
В частности, недостатки и упущения в организации деятельности компаний «Узбекэнерго» и «Узтрансгаз», а также проблемы, связанные с укреплением платежной дисциплины, предотвращением незаконного использования энергоресурсов и сокращением дебиторской задолженности, препятствуют последовательной реализации поставленных целей и задач по дальнейшему развитию сферы энергоснабжения.
Непринятие действенных мер в отношении потребителей, не выполняющих договорные обязательства, затягивание процесса внедрения автоматизированной системы контроля и учета приводят к резкому росту дебиторской задолженности, хищениям и уклонению от оплаты за потребленные энергоресурсы.
Так, в 2016 году количество правонарушений, связанных с самовольным подключением к электрическим и газовым сетям, повреждением приборов учета и искажением их показателей, увеличилось по сравнению с 2014 годом на 48 процентов.
Несмотря на это, ответственными ведомствами не приняты должные меры реагирования по данным фактам.
Невыполнение намеченных задач по техническому обновлению инфраструктуры отрасли, в том числе с использованием передового зарубежного опыта и возможностей современных информационно-коммуникационных технологий, является причиной постоянного увеличения технологических потерь, регулярных перебоев с поставками энергоресурсов и, как следствие, препятствует ускоренному развитию отраслей экономики.
Электро- и газоснабжающими предприятиями не созданы необходимые условия для качественного оказания услуг потребителям и осуществления ими платежей, не в полной мере внедрены современные электронные платежные системы, а культура оказания услуг не отвечает современным требованиям.
Об этом также свидетельствуют более 43 тысяч жалоб граждан по вопросам электро- и газоснабжения, поступивших в Народные приемные Президента Республики Узбекистан.
Кроме того, существенные недостатки в организации деятельности Судебного департамента при Министерстве юстиции Республики Узбекистан (далее – Судебный департамент) негативно сказываются на эффективности обеспечения защиты интересов граждан, общества и государства, своевременного взыскания задолженностей за электрическую энергию и природный газ.
Значительное увеличение за последние годы объема работы в данной системе, задержки с внедрением информационно-коммуникационных технологий приводят к снижению уровня взысканий, необоснованному приостановлению и прекращению исполнительного производства.
Об этом свидетельствует показатель фактического исполнения судебных актов и актов иных органов, который в 2016 году составил лишь 45 процентов.
Наряду с этим, в указанных сферах не искоренены факты злоупотреблений. В результате в течение 2016 года и I квартала 2017 года были привлечены к уголовной ответственности 665 работников системы компаний «Узбекэнерго» и «Узтрансгаз» и 36 работников Судебного департамента.
Вышеуказанные проблемы, упущения и недостатки требуют принятия безотлагательных мер по кардинальному совершенствованию системы взыскания платежей за энергоресурсы и исполнительного производства.
В связи с изложенным, а также в соответствии со Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в Указе предусматривается реализация комплексных мер, направленных на дальнейшее совершенствование системы управления, механизмов контроля и учета, укрепление платежной дисциплины и усиление ответственности в сфере электро- и газоснабжения, а также повышение эффективности исполнительного производства.
В частности, данным Указом:
1. При Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан создано Бюро принудительного исполнения, ответственное за полноту и своевременность платежей за энергоресурсы, выявление, пресечение и предупреждение фактов хищений, незаконных подключений к электрическим и газораспределительным сетям, а также обеспечение безусловного исполнения судебных актов.
При реализации задач в сфере поставки и потребления энергоресурсов Бюро принудительного исполнения наделяется следующими полномочиями:
– осуществление проверок полноты и достоверности учета поставки и потребления энергоресурсов, своевременности платежей за них;
– взыскание в бесспорном порядке задолженности за поставленные энергоресурсы с банковских счетов потребителей – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
– направление работодателям требований об удержании с заработной платы потребителей задолженности за поставленные энергоресурсы, не превышающей двух минимальных размеров заработной платы;
– применение в установленном порядке к юридическим лицам финансовых санкций за нарушения в сфере поставки и потребления энергоресурсов;
– отключение потребителей от электрических и газовых сетей в случаях несвоевременного осуществления расчетов;
– привлечение к ответственности виновных лиц за правонарушения в сфере пользования энергоресурсами.
2. Упразднен Судебный департамент и сокращены штатные единицы электромонтеров по работе с потребителями АО «Узбекэнерго» и контролеров по учету и реализации природного газа АК «Узтрансгаз».
Принудительное исполнение судебных актов и актов иных органов возлагается на государственных исполнителей, осуществление полного и своевременного взыскания платежей за поставленные энергоресурсы – на государственных инспекторов Бюро принудительного исполнения.
За компаниями «Узбекэнерго» и «Узтрансгаз» сохраняются задачи и функции по обеспечению потребителей энергоресурсами в соответствии с заключенными договорами и техническому обслуживанию электро- и газораспределительных сетей.
3. Конкретизирован порядок взаиморасчетов, а также отключения потребителей от сетей при наличии задолженности за энергоресурсы, согласно которому с 1 июля 2017 года потребители – физические лица обязаны до 10 числа каждого месяца осуществлять полный расчет за энергоресурсы, потребленные в предыдущем месяце.
Поставка энергоресурсов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям будет осуществляться на основе 100-процентной предоплаты.
В случае несвоевременного осуществления оплаты потребители подлежат обязательному отключению от сетей. При этом за повторное подключение с физических лиц взимается плата в размере двух, а юридических лиц – десяти минимальных размеров заработной платы.
Кроме того, в Указе предусматриваются комплексные меры, направленные на широкое внедрение автоматизированных систем контроля и учета потребления электрической энергии и природного газа и других современных информационно-коммуникационных технологий.
В частности, создается Единая биллинговая система жилищно-коммунального обслуживания, услуг электро- и газоснабжения, предоставляющая достоверную информацию о состоянии взаиморасчетов с потребителями, интегрированная с электронными платежными системами.
Данная система позволит потребителям получать в электронной форме данные о наличии задолженности и осуществлять платежи.
Наряду с этим, также создается Единая система межведомственного электронного взаимодействия по вопросам взыскания задолженностей, которая повысит эффективность взыскания задолженности посредством использования баз данных об имущественном положении физических и юридических лиц.
В рамках реализации Указа заинтересованными министерствами и ведомствами будет проведена инвентаризация потребителей энергоресурсов. При этом будет изучено наличие кадастровой и проектной документации, договоров, схем подключения к сетям, приборов учета и их исправность, а также приняты меры по оказанию практической помощи и обеспечению законности в данной сфере.
Особое внимание уделяется формированию в обществе понимания значимости рационального потребления энергоресурсов, осуществления своевременных расчетов, атмосферы нетерпимого отношения к хищениям, а также усилению ответственности за нарушения правил пользования энергоресурсами.
В этой связи на Генеральную прокуратуру возложены конкретные задачи по повышению эффективности надзора над безусловным соблюдением принципа неотвратимости ответственности за правонарушения в сфере поставки, потребления и осуществления взаиморасчетов за энергоресурсы.
Эффективная реализация мер, предусмотренных Указом, будет способствовать модернизации электроэнергетической и газовой отраслей, бесперебойному обеспечению потребителей энергоресурсами, ускоренному развитию экономики страны, в том числе предпринимательства, повышению эффективности исполнения судебных решений, уровня жизни и благосостояния населения и укреплению законности в обществе.