
17.06.2025
Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев 17 июня принял участие во втором саммите «Центральная Азия – Китай» в городе Астане.
В мероприятии, состоявшемся под председательством Президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Токаева, также участвовали Председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин, Президент Кыргызской Республики Садыр Жапаров, Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон и Президент Туркменистана Сердар Бердымухамедов.
В соответствии с повесткой дня рассмотрены перспективы расширения взаимовыгодного сотрудничества стран Центральной Азии и Китая по приоритетным направлениям, актуальные международные и региональные вопросы.
В начале своего выступления Президент Узбекистана особо отметил роль Председателя КНР Си Цзиньпина в укреплении дружбы и сотрудничества с государствами Центральной Азии, поддержке устойчивого развития региона посредством реализации конкретных проектов и программ.
С удовлетворением отмечен большой прогресс в взаимодействии в формате «Центральная Азия- Китай» после первого саммита в городе Сиане в 2023 году.
В частности, создан секретариат, действуют эффективные механизмы встреч и совещаний министров и экспертов, формируется договорно-правовая база полномасштабного сотрудничества.
Растет товарооборот стран Центральной Азии с Китаем, который, по оценкам, в этом году достигнет отметки в 100 миллиардов долларов.
– На наш взгляд, развитию сотрудничества в этом формате способствуют, с одной стороны, процессы глубинной трансформации в самой Центральной Азии, которая превратилась в пространство доверия, добрососедства и партнерства. С другой – это неуклонная приверженность руководства Китая развитию дружественных отношений с соседними государствами и продвижению глобальной концепции «Пояса и Пути», – заявил глава нашего государства.
Далее лидер Узбекистана изложил свое видение дальнейшего развития регионального сотрудничества.
В первую очередь отмечено, что нынешняя встреча проходит в условиях заметного ухудшения международной обстановки.
Нарастание соперничества ведет к обострению напряженности, появлению новых вызовов и угроз безопасности и устойчивого развития.
– Считаем неоправданным и недопустимым использование силовых методов для решения спорных международных вопросов и конфликтных проблем, – подчеркнул Президент. – Убежден, что все споры и разногласия должны решаться исключительно путем дипломатических усилий – за столом переговоров, на основе принципа уважения суверенитета, норм международного права и устава Организации Объединённых Наций.
В этой связи указано на историческую значимость принятия в ходе саммита Договора о вечном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, который станет общим вкладом в обеспечение региональной стабильности. В развитие этого Договора предложено разработать Концепцию долгосрочного партнерства с включением в нее конкретных механизмов и проектов.
Как отметил глава Узбекистана, торговое, инвестиционное и технологическое партнерство с Китаем выступает мощным локомотивом в реализации стратегий социально-экономического развития всех стран Центральной Азии.
Подчеркнуто, что сопряжение растущего потенциала стран региона и индустриального лидерства Китая способно привести к образованию Общего пространства больших возможностей с эффективными механизмами обмена знаниями и трансфера технологий.
Практическими шагами в данном направлении могли бы стать скорейшее принятие Программы нового экономического партнёрства и учреждение Межрегионального совета по торговле и инвестициям на уровне заместителей премьер-министров. Выражена готовность узбекской стороны провести первую встречу Совета до конца текущего года.
В целях стимулирования торговых связей Президент Узбекистана выступил за организацию многосторонней торговой платформы «Электронный Шелковый путь» в рамках «Цифрового Пояса и Пути».
Также отмечена востребованность создания Регионального центра промышленной стандартизации и сертификации в Ташкенте для сближения регламентов и стандартов, сертификации экспортной продукции по китайским требованиям.
Предложено также принять отдельную «дорожную карту» трансфера технологий, с вовлечением бизнеса, ведущих исследовательских институтов и инженерных центров.
Лидер Узбекистана отдельно остановился на необходимости усиления индустриальной и инфраструктурной взаимосвязанности для эффективного раскрытия экономического потенциала. В этих целях предложена разработка долгосрочной стратегии «Индустриальный и инфраструктурный пояс “Центральная Азия – Китай”».
Речь идет о создании системы взаимосвязанных промышленных кластеров, технопарков и логистических хабов с привлечением китайских инвестиций, технологических и научных решений.
Внимательного изучения требуют также вопросы сопряжения энергетических систем стран Центральной Азии и Китая, включая реализацию мегапроекта строительства высоковольтной линии электропередачи.
Особую актуальность приобретает вопрос внедрения эффективных финансовых инструментов, способных поддерживать крупные проекты регионального значения.
– Действующие сегодня международные механизмы, несомненно, играют важную роль, однако полностью не покрывают инвестиционные потребности региона. По оценкам экспертов, дефицит капиталовложений в инфраструктурное развитие Центральной Азии исчисляется сотнями миллиардов долларов», – отметил лидер Узбекистана.
В этой связи предложено рассмотреть возможность учреждения Фонда развития «Центральная Азия – Китай», который мог бы стать эффективной платформой для продвижения инфраструктурных инициатив.
Другим приоритетным направлением обозначено развитие транспортной взаимосвязанности Центральной Азии и Китая.
Отмечено, что запуск строительства железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан является важным элементом новой системы транспортных и транзитных коммуникаций на Евразийском пространстве. При этом реализация проекта Трансафганской железнодорожной магистрали откроет еще более широкие возможности.
– В интересах выработки общего видения перспектив в этой стратегической сфере считаю необходимым поручить нашим транспортным ведомствам сформировать экспертные группы для проведения полевых исследований, изучения возможностей модернизации логистической инфраструктуры и реализации пилотных проектов транспортировки грузов по альтернативным коридорам, – предложил лидер Узбекистана.
По результатам работы этих групп к следующему саммиту должны быть выработаны конкретные и обоснованные предложения для формирования Единой карты транспортных коридоров и современной транзитной инфраструктуры.
Указывая на серьезные вызовы климатических изменений для устойчивого развития, глава нашего государства призвал ускорить принятие Программы «зеленого» развития до 2030 года, а также учредить Экологический альянс для диалога и партнерства в сфере борьбы с опустыниванием, восстановления деградированных земель, повышения биоэкологической устойчивости в засушливых и пустынных зонах.
– Отдельно хотел бы остановиться на возможностях сотрудничества в области искусственного интеллекта и цифровых технологий. Именно эти направления сегодня выступают драйверами долгосрочного роста, определяя конкурентоспособность национальных экономик, – отметил Президент нашей страны.
В целях формирования устойчивой цифровой инфраструктуры экономического взаимодействия предложено создать Сеть взаимно интегрированных банков больших данных и процессинговых центров, а также построить Цифровую трассу оптико-волоконной линии связи «Центральная Азия – Китай» вдоль основных энергетических и транспортных маршрутов.
– Наш бесценный актив – это общее стремление к взаимообогащению культур и сближению наших народов. Именно на эти цели направлены принимаемые сегодня Инициатива по облегчению взаимных поездок и Программа культурно-гуманитарных мероприятий, –отметил Президент.
Для дальнейшего укрепления сотрудничества в этой сфере предложено создать единый цифровой портал «Культурное наследие Шелкового пути», объединяющий историко-культурные ресурсы стран Центральной Азии и Китая, с доступом к нему исследователей, студентов, туристов и представителей креативной индустрии.
Указано также на целесообразность формирования общей научно-образовательной платформы посредством разработки программы сотрудничества в области профессионального образования, проведения форумов ректоров университетов, встреч руководителей академий наук и научно-исследовательских центров.
Среди ключевых приоритетов остается взаимодействие в сфере безопасности. В этой связи Президент выступил за налаживание многосторонних механизмов обмена информацией по линии специальных служб и советов безопасности в борьбе с терроризмом, экстремизмом, радикализмом, наркотрафиком, незаконной миграцией и киберпреступностью.
– Серьезную обеспокоенность вызывает снижение внимания международного сообщества к проблемам Афганистана, который для нас – не просто сосед, а неотъемлемая часть общего историко-культурного и экономического пространства, – заявил лидер Узбекистана.
Отмечая богатый опыт взаимодействия Китая и государств Центральной Азии с Афганистаном, Президент Узбекистана предложил учредить в рамках нынешнего формата Группу высокого уровня по рассмотрению вопросов содействия восстановлению и вовлечению этой страны в региональные интеграционные процессы.
Выражена готовность провести ее встречу в городе Термезе с участием представителей Афганистана.
В завершение выступления подчеркнуто, что Узбекистан привержен открытому диалогу, расширению прагматичного и взаимовыгодного сотрудничества в формате «Центральная Азия – Китай».
По итогам заседания главы государств подписали Астанинскую декларацию и Договор о вечном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве.
Также принят солидный пакет межправительственных и межведомственных документов.
В конце саммита состоялась церемония запуска центров сотрудничества по борьбе с бедностью, опустыниванием, взаимодействию в области образования, а также платформы сотрудничества для беспрепятственной торговли.