
15.05.2025
Президент Шавкат Мирзиёев 15 мая провел видеоселекторное совещание, посвященное обсуждению приоритетных задач по повышению эффективности реформ в системе школьного образования.
– В мире существует истина, не требующая доказательств: развитие любого государства зависит от здорового и образованного поколения, – отметил Президент в начале своего выступления. – Поэтому на пути построения Нового Узбекистана мы должны создать все условия для воспитания здоровой, образованной, интеллектуальной и патриотичной молодежи.
Все усилия в социальной сфере направлены именно на эти цели. За последние 7 лет финансирование дошкольного и школьного образования увеличено в 7 раз. В этом году выделено 60 триллионов сумов. В школах создано около 1 миллиона, а в детских садах – 1,5 миллиона новых мест.
По критериям квалификации, знания языков, новой системы оценки, участия в предметных олимпиадах учителям введено более 10 видов доплат. 60 тысяч педагогов, воспользовавшись этим, сегодня получают зарплату в размере 8–12 миллионов сумов.
Заработная плата воспитателей детских садов выросла на 65 процентов и достигла уровня зарплаты школьных учителей. С нового учебного года зарплаты директоров школ, их заместителей и заведующих детскими садами превысят 7–10 миллионов сумов.
Образовательные программы адаптируются к передовому международному опыту, обновляются учебники, в школы поставляется современное оборудование. Теперь учителя должны овладевать новыми методиками и давать детям качественные знания. Для этого необходимо повысить качество высшего образования по педагогическим направлениям.
Актуальны также вопросы обучения молодежи профессиям, их правильного воспитания и защиты от вредных влияний.
На совещании были подробно проанализированы все направления в данной сфере и определены приоритетные задачи. Предложены инициативы, способные вывести школьное образование на новый уровень.
Прежде всего, внимание было уделено системе подготовки и повышения квалификации педагогов. В этом направлении реорганизованы Национально-исследовательский институт имени Абдуллы Авлони и 13 его региональных центров. Университет имени Низами преобразован в Национальный педагогический университет, а его ректор одновременно стал заместителем министра по подготовке кадров. Создан Центр педагогического мастерства и международной оценки.
Теперь на основе этих возможностей деятельность всех педагогических вузов будет кардинально изменена. Например, в Термезском педагогическом институте вместо нынешних факультетов будут созданы 6 высших школ по точным, естественным, социальным, филологическим, прикладным наукам, дошкольному и начальному образованию.
Количество предметов будет оптимизировано с 20 до 15, направлений обучения – с 31 до 17, учебная нагрузка сократится на 20 процентов. Близлежащие школы станут практической базой института.
Двадцать преподавателей института, имеющих сертификаты по иностранным языкам, в этом году будут направлены на стажировку в такие страны, как Великобритания, Германия и Сингапур. В течение трех лет все преподаватели пройдут обучение за рубежом. Повышение квалификации и получение образовательных услуг в топ-100 вузах мира будет осуществляться на основе прямых контрактов.
Будет также расширена деятельность региональных центров повышения квалификации. Преподаватели будут переобучаться на основе передовых программ США, Великобритании, Сингапура и Германии.
Кроме того, по каждому из 17 предметов среднего образования будут определены опорные школы. Преподаватель опорной школы будет проходить углубленную подготовку по своему направлению в центре повышения квалификации на основе международных программ и получит статус тренера. Затем эти тренеры будут обучать 25 ведущих педагогов в своем регионе. А ведущие педагоги будут повышать квалификацию других учителей в своей школе.
Также преподаватели университетов, центров и школ будут направляться за рубеж для повышения квалификации.
Сегодня в частных вузах открыты широкие возможности. Однако 70 процентов студентов педагогических направлений там обучаются по дошкольному, начальному образованию и филологии. Ни один вуз не готовит учителей по химии, биологии и физике. Между тем, в школах не хватает преподавателей по точным и естественным наукам.
Поэтому отныне педагогические направления в частных вузах будут соответствовать направлениям государственных институтов. Знания педагогов и студентов будут оцениваться через внешнюю диагностику. Таким образом будет установлен контроль за качеством подготовки педагогов в негосударственных вузах.
Глава государства уделил особое внимание обучению одаренных детей в престижных зарубежных университетах. Отмечено, что наши дети очень талантливы, важно лишь правильно направлять их и целенаправленно готовить.
С этой целью будет запущена национальная программа “Одаренная президентская молодежь», создана Международная школа имени Аль-Беруни. Из выпускников 8-х классов будет отобрано 60 человек, которых начнут целенаправленно готовить к поступлению в вузы с высоким рейтингом.
Кроме того, 208 советников из Президентских и специализированных школ будут закреплены за общеобразовательными школами. Эти советники будут отбирать ежегодно 3 тысячи самых перспективных учеников и готовить их к поступлению в вузы США – Гарвардский, Йельский, Колумбийский, Корнеллский и другие.
Фундаментом для стремления к знаниям является дошкольное образование. Сегодня в нашей стране работают 7 тысяч государственных и более 31 тысячи частных детских садов. 96 процентов шестилетних детей охвачены подготовительными группами. В следующем году этот показатель достигнет 100 процентов.
Теперь на основе передового зарубежного опыта программы подготовки к школе и начального образования будут синхронизированы. Для этого будут разработаны программы, обучающие дошкольников критическому и креативному мышлению в направлениях математики, естественных наук и технологий.
Также будет внедрена система профессиональной сертификации для повышения квалификации, мастерства и психологической подготовки воспитателей.
На совещании были определены меры по организации содержательного досуга школьников.
С этой целью школы «Баркамол авлод», спортивное общество «Ёшлик» и Центр ученической молодежи будут объединены в единую систему. Они будут отремонтированы, оснащены в соответствии с современными направлениями, в них будут открыты новые кружки по иностранным языкам, искусственному интеллекту, программированию и анимации.
Будет внедрена новая система развития туризма среди школьников. В центрах «Баркамол авлод» в Каракалпакстане, Хорезме, Самарканде, Бухаре и столице будут организованы детские туристические базы на 100 мест каждая. Ежегодно для 1 миллиона школьников будут организованы путешествия по Узбекистану.
Защита детей от вредной информации – проблема, волнующая всех. В связи с этим, согласно постановлению Президента, при Министерстве дошкольного и школьного образования создан Центр развития детского контента. Он будет заказывать национальный контент у местных авторов и организовывать подготовку кадров в этой сфере.
Также поставлены задачи по привлечению детей к летнему отдыху и полезным занятиям, организации спортивных соревнований, интеллектуальных игр и вечеров искусства.